Огромный мир с его многообразием предметов и текстур, окружающий малыша, имеет определенную температуру. Это свойство нельзя услышать или увидеть, но зато можно почувствовать. Для взрослого человека практически всегда очевидно, каким является предмет — холодным или горячим. Но для маленького ребенка это не так.
Умение определять температуру, не прикасаясь к предметам, очень важно в повседневной жизни: например, это поможет ребенку не обжечься горячим чаем и даже одеваться по погоде.
Так-так, посмотрим… Если открыть холодильник, оттуда повеет холодом, а до чайника лучше не дотрагиваться: из него идет горячий пар!
Температуру мы ощущаем органами чувств. Но с опытом нам не нужно каждый раз дотрагиваться до чего-либо. Зимой мы понимаем, что на улице холодно, а в отапливаемой квартире тепло. Летом светит солнце, значит, нужно одеваться легче, потому что жарко. Однако дети могут заметить, что летом под прямыми солнечными лучами — жарко, а в тени — прохладнее.
Вода может быть ледяной или кипящей, и между этими состояниями есть много градаций, например, чуть теплая или прохладная, потому что вода может быть нагрета, но она также может и остывать.
Это легко увидеть, когда взрослый кипятит чайник: сначала холодную воду нагревают до кипения – она булькает, пузырится, идет пар. Мы завариваем чай, но пить горячим его опасно – можно обжечься, поэтому нужно подождать, пока напиток немного остынет.
Объект, находящийся в контакте с другим, может стать холоднее или горячее, изменяя температуру в конечном результате. Например, в чашку с горячей водой можно долить холодной – вода в чашке станет теплой.
Чтобы ребенок начал быстрее ориентироваться в понятиях "холодное" и "горячее", нужно в разговоре с ним чаще использовать эти определения и обращать его внимание на ощущения.
Покажите изображения разных предметов и попросите ребенка определить, горячие они или холодные. Если малыш затрудняется ответить, задавайте ему наводящие вопросы и рассуждайте вместе с ним.