Этот материал нам помогли подготовить психолог, нейропсихолог, эксперт по детско-родительским отношениям Гюнель Таибова и герой мультсериала «Дракошия» Дедушка Рубус. Мы узнаем про эффект Розенталя (Пигмалиона) и как его использовать, чтобы научить детей верить в свои силы.
Слову «успех» трудно дать определение, потому что для всех людей оно означает разное.
Здесь я бы сказал так: «Успех – это реализация своего потенциала, которая в конечном итоге приводит к счастью».
Эксперты обнаружили, что некоторые факторы из детства могут предсказать успех во взрослом возрасте. И неудивительно, что многие из них связаны с отношениями между родителями и детьми.
Допустим, мать смотрит на сына с восхищением: он напоминает ее в детстве, такая же любознательная, творческая натура. А дочь — воплощение ее сестры, с которой были конфликты, такая же неуклюжая и ленивая. Подсознательно такая мама знает, чего ожидать от каждого из них. Уверенность в том, что дочь «ленива», влияет на слова и действия матери: ошибки и плохие оценки ее раздражают, она не обращает внимания на победы и достижения. С сыном же всё иначе: мама мотивирует его, если что-то не получается, на ошибки смотрит снисходительно («ничего, он же способный, у него получится»), вкладывается в его образование и хобби, ведь талант надо развивать. Соответственно и восприятие «себя» у этих детей будет складываться по-разному. Мальчик будет расти уверенным в себе, своих силах, с убежденностью, что он сможет многого достичь. Дочь, в свою очередь, видя раздражение и недовольство матери, будет уверена в своей никчемности. Как думаете, с таким представлением о себе у кого из детей больше шансов добиться успеха?
Эта гипотетическая ситуация подходит под описание эффекта Розенталя (эффекта Пигмалиона) – психологического феномена, при котором ожидания по поводу чего-либо могут влиять на реальные последствия.
Если сформулировать кратко, эффект Розенталя говорит о том, что если вы чего-то ожидаете от ребенка, то он оправдает эти ожидания (и хорошие, и плохие).
Эффект Розенталя также известен как «самоисполняющееся пророчество». Это явление, которое возникает, когда чьи-то ожидания в отношении другого человека заставляют его действовать определенным образом.
Этот феномен был впервые описан американским психологом Робертом Розенталем в 1960-х годах. Он провел такой эксперимент: предоставил преподавателям список учеников с якобы высокими результатами IQ-теста, обратив внимание на их потенциал (в действительности же список детей со средними результатами был выбран случайным образом). Год спустя новый тест показал, что именно те студенты, которых отобрал Розенталь, продемонстрировали результаты намного лучше предыдущих. Психолог Розенталь объяснил это тем, что именно ожидания учителей, их отношение к этим ученикам, настрой и невербальные составляющие, позволили добиться таких успехов.
А имя Пигмалиона этот эффект носит в честь греческого мифологического персонажа – скульптора, который влюбился в созданную им статую, а богиня любви Афродита оживила ее, видя его любовь и веру.
Убеждения в отношении детей влияют на наше поведение и, как следствие, их самоощущение.
Вольно или невольно мы все верим в то, что говорят нам другие. Особенно если это самые близкие и значимые люди.
Всегда помните:
· то, что вы говорите ребенку каждый день, формирует его как личность, закладывая фундамент на всю жизнь
· когда вы замечаете усилия, оцениваете старания и хвалите ребенка за его достижения, вы вносите непосредственный вклад в его успешное будущее
· на что вы обращаете внимание, на том и будет сфокусирован ребенок
Каждый родитель хочет, чтобы его дети выросли успешными людьми. Но, помимо веры в то, что мысли материальны, нужно ставить цели, прилагать усилия и действовать. И ежедневное позитивное психологическое подкрепление во многом поможет ребенку раскрыть свой потенциал.
Вырастить успешного ребенка можно, соблюдая следующие условия:
· Заложить здоровое отношение к совершаемым ошибкам: не существует ни одного успешного человека, который бы не ошибался. Важно сделать выводы, понять, что сделано неверно, и двигаться дальше.
· Относиться к ребенку с уважением, воспринимая его как интересную личность.
· Позволять ребенку самостоятельно принимать решения (в вопросах, не касающихся безопасности и здоровья, безусловно).
· Дать ребенку возможность выражать свои чувства (чтобы с раннего возраста он учился слышать себя, свои потребности, свои желания). Человек, не понимающий своих чувств, не может понять, чего он хочет, – в таком случае сложно добиться успеха в какой бы то ни было сфере.
Родительское терпение, поддержка и благоприятная атмосфера в семье воистину творят чудеса!