После ухода мужа она слегла на полгода. И к жизни вернулась только благодаря данному любимому человеку обещанию — закончить работу над его автобиографией и издать сборник стихов. А выполнив последнюю волю, решила, что должна снять еще и документальный фильм о нем: сейчас собирает материалы, берет интервью у коллег и друзей. Он — один из самых красивых и любимых в Советском Союзе актеров Олег Видов. Она — его жена, известная американская журналистка, продюсер и дистрибьютор кино Джоан Борстен Видов...
— Джоан, предлагаю начать с вашего знакомства. Где и как оно состоялось?
— В Риме, в доме актера Ричарда Харрисона и его жены Франчески. С ними я подружилась давно, в самом начале восьмидесятых, когда делала серию статей об итальянском кинематографе для раздела Entertainment газеты Los Angeles Times. И вот, в 1985 году, судьба свела меня в их доме с Олегом...
Прекрасно помню день нашего знакомства. Я только прилетела из Каира, была в простом, но элегантном шелковом платье и с популярной тогда стрижкой-асимметрией: с одной стороны лица волосы длиннее, с другой — короче. Этот стильный образ мне самой очень нравился.
Ричард и Франческа предупредили, что у них остановился советский артист, но когда мы столкнулись в саду, я засомневалась: обгоревший на солнце, красный как рак, с мокрыми волосами, в мокрой рубашке — Олег возвращался с пляжа — гость Харрисонов был совсем непохож на актера. Только спустя пару дней, когда загар стал бронзовым, увидела, как он привлекателен.
Чуть ли не с первой минуты Олег стал ходить за мной как щенок: я на кухню — он туда же, я в столовую — он следом. И постоянно рассказывал историю, которая случилась с ним в Советском Союзе, как тяжело ему пришлось, что побег за границу оказался единственным выходом... Его английский был несовершенен, все глаголы он употреблял в настоящем времени, но знал много существительных, прилагательных, поэтому я его понимала. Кстати, потом Олег очень быстро освоил язык.
В Югославии Олег оказался абсолютно легально, женившись на уроженке этой страны. Жил и снимался там полтора года, как вдруг получил распоряжение немедленно вернуться в Москву. Видов понимал, что обратно его уже не выпустят, и обратился за помощью к другу — актеру Марьяну Сриенцу, представителю словенского южно-австрийского сообщества (славянского меньшинства). Тот немедля бросился в Белград и каким-то немыслимым образом — во времена холодной войны это было практически невозможно! — помог Олегу получить визу в австрийском посольстве в тот же день. Вместе с другом Видов инкогнито прилетел в Любляну, а потом на автомобиле Марьяна пересек границу между Югославией и Австрией. У Олега была виза на въезд, но не имелось таковой на выезд. К счастью, югославские пограничники смотрели ответственный футбольный матч и так отчаянно болели, что не стали проверять документы у пассажира.
Австрийцы дали Олегу проездные документы, позволявшие добраться сначала в Италию, а потом — в США.
В 1967 году советского актера Видова включили в свою делегацию на Каннском фестивале датские кинематографисты — в представленной на конкурс исторической драме «Красная мантия» он сыграл главную роль викинга Хагбарда. На кинофоруме Олег, как всегда дружелюбный, безумно обаятельный, познакомился со многими иностранными актерами, один из американских артистов в 1985-м добровольно вызвался ему помочь в получении американской визы: «Чтобы попасть в Соединенные Штаты, нужен спонсор, и я готов гарантировать правительству США, что ты не будешь на попечительстве у государства». А еще спонсор позвонил своему другу Ричарду Харрисону:
— Мой друг из СССР будет в Риме — может он у тебя остановиться?
И Ричард сказал:
— Да! — потому что Ричард всегда говорит да.
Я потом часто думала: «А ведь друг-спонсор мог позвонить кому-то другому из своих знакомых — и тогда бы мы с Олегом не встретились. То, что нашли друг друга, было предначертано свыше...»
Спустя несколько дней после знакомства мы гуляли по Риму, и я купила газету с крупным заголовком над одной из статей: «Интерпол ищет советского шпиона Олега Битова». Поскольку у итальянцев проблема с четким произношением «б» и «в», из-за чего они вечно коверкают имена и фамилии иностранцев, я не сомневалась, что иду рядом с агентом КГБ, и была в полном ужасе от этого. Свернула газету так, чтобы Олег не мог видеть заголовок статьи, сунула под мышку, а принеся домой, показала Ричарду: