Вы спрашивали о кольце... Олег мне подарил два, и оба необычные. Одно, с синим топазом, принадлежало его маме Варваре Ивановне, второе — мачехе, театральной актрисе Ирине Гарневич-Вавиловой, представительнице знаменитой фамилии, родственнице ученого с мировым именем, генетика и селекционера Николая Вавилова. Ирина была четвертой или пятой супругой Бориса Гарневича, но только с ней из всех жен отца у Олега, который родился вне брака, сложились прекрасные отношения. Когда он уехал в Югославию и потом, во время всех его передвижений по миру, Ирина часто навещала маму и тетю пасынка — приносила еду, лекарства, помогала деньгами. Помню, как меня растрогала эта история...
Теперь о кольце, которое Ирина Александровна передала мне через Олега. Выполненное в технике эмали по золоту, с бриллиантом, оно не только очень красивое, но и весьма старинное, поскольку принадлежало пяти поколениям женщин рода Вавиловых. Вместе с кольцом Олег привез и документ, где написаны имена всех прежних владелиц и годы, когда они носили семейную реликвию.
С Варварой Ивановной мне, к сожалению, не довелось познакомиться, а с Ириной Александровной мы успели подружиться. Часто останавливались у нее, когда приезжали в Москву, а однажды взяли ее с собой в Штаты. Ирина Александровна прогостила у нас месяц, и прощались мы друг с другом как очень близкие, родные люди.
К сожалению, вскоре она ушла, но мы успели доставить ей радость путешествием через океан и знакомством с Калифорнией... Да, а кольца я ношу не снимая вот уже тридцать лет.
— А как складывались отношения между Олегом и вашими родителями?
— Моя родня сразу в него влюбилась! Хотя папа все годы моего девичества твердил: «Ни в коем случае не выходи замуж за актера!» У него было полное право иметь собственное мнение о голливудских звездах, поскольку бо?льшую часть жизни Орин Борстен писал о кино и для кино, а последние десять лет, до самого выхода на пенсию, был одним из топ-менеджеров студии Universal, работая в основном с Джоном Уэйном и Альфредом Хичкоком. Когда Олег получал роли, папа помогал ему учить реплики из диалогов — и лучшего репетитора было не найти.
Главной страстью отца были книги, за ними следовала живопись, в которой он разбирался лучше любого эксперта. В собранной папой и доставшейся нам по наследству коллекции есть полотна Марка Шагала, Александра Колдера, Пабло Пикассо, Фернана Леже, Альфаро Сикейроса.
О том, как Орин Борстен заразил азартом поиска живописных шедевров зятя, я еще расскажу, но сначала — о маме. Лаура Рапапорт Борстен была уникальной женщиной: офицером военно-морского флота США, командиром III ранга. После событий в Перл-Харборе во время Второй мировой войны ее откомандировали на Гавайи, где группа из сорока героических женщин-офицеров оставалась до подписания мира с Японией.
Завоевать симпатию со стороны будущей тещи Олегу ничего не стоило, ведь мама видела, как он меня любит. Да и его обаяние, харизма покоряли с первых минут. Единственным местом, где между ними возникали споры, была кухня. Лаура Борстен всегда готовила голубцы по рецепту, доставшемуся ей от мамы, которая родилась в польском городе Белосток. Блюдо было сладким, с большим количеством изюма. Попробовав его, Олег пришел в ужас и принялся доказывать, что к настоящим голубцам такой десерт не имеет никакого отношения. Однако мама продолжала делать как привыкла, пока однажды Олег, желая отстоять свою точку зрения, не приготовил голубцы по-русски. Маме блюдо в новом исполнении так понравилось, что она больше никогда не возвращалась к старому, сладкому рецепту.
Папа увлекся живописью в пятидесятые годы, побывав в гостях у легенды американского кино Кирка Дугласа. Тогда хозяин дома спросил отца:
— Как ты думаешь, где я держу свои деньги?
— Конечно в банке.
— А вот и нет! — рассмеялся Дуглас. — Я держу их на стенах! — и повел гостя с экскурсией по дому, где повсюду висели картины.
В Америке распространена традиция так называемых гаражных распродаж, которые проходят по выходным. Люди собирают вещи, кажущиеся им ненужными, и выставляют внутри и возле открытого гаража в надежде, что кто-нибудь из проезжающих мимо остановится и купит. Иногда случается, что дети и внуки коллекционеров не понимают культурной и материальной ценности доставшегося им наследства и просят за картины, гобелены, статуэтки совсем небольшие деньги.