Помните пощечину, которую в фильме «Берегись автомобиля» герою Андрея Миронова отвешивает его экранная жена в ответ на фразу «Жениться нужно на сироте»? Автор этой оплеухи — замечательная актриса Татьяна Гаврилова, у которой была сложная, драматическая судьба. Она училась с нами во ВГИКе. Сегодня мы хотим вспомнить о Тане, наших сокурсниках и том времени, когда были молоды и полны надежд.
Сергей Никоненко: Очень хорошо помню яркую, красивую, выделявшуюся из толпы абитуриентку Танечку Гаврилову. Неудивительно, что Герасимов и Макарова сразу же приняли ее в свою мастерскую. Новоиспеченные студенты, мы в сентябре походили в институт пару дней, присматриваясь друг к другу, а потом отправились в подмосковный совхоз на картошку. Вернулись оттуда через месяц уже друзьями.
Наконец-то началась учеба. Конечно, самыми желанными были уроки мастерства с Сергеем Аполлинариевичем и Тамарой Федоровной, но когда их отвлекали многочисленные общественные дела (скажем, Герасимов был секретарем Союза кинематографистов), занятия вела Татьяна Михайловна Лиознова. Ну и жесткой же, скажу вам, она была! Прямо-таки железная леди, несмотря на то, что ей не было еще и сорока.
Я потом встречал режиссеров с разными темпераментами. Помню, как холодели глаза Ларисы Шепитько, если в организации съемок умудрялись напортачить. Но даже этот «ледяной душ» не шел ни в какое сравнение с реакцией Татьяны Михайловны. Требовательная до крайности, Лиознова говорила с нами на повышенных тонах, если считала, что ее упорно не слышат. Мы же, молодняк, «не слышали» педагога довольно часто.