— Зинаида Михайловна, профессии вашей родни очень далеки от актерской. Как решились поступать в институт кинематографии?
— Артистический ген в нашей семье все же бродил. Мамина младшая сестра стала цирковой артисткой. На гастроли в Махачкалу каждый год приезжал цирк шапито. Тетя Женя не пропускала ни одного представления, однажды набралась смелости и подошла к директору:
— Хочу у вас работать, выходить на манеж.
Ей всего пятнадцать исполнилось, но фигура уже оформилась: высокая грудь, тонкая талия.
Директор отозвался:
— Приходи на следующий год, что-нибудь придумаем.
И действительно принял ее на работу, тетя Женя исполняла акробатический номер. К несчастью, она рано ушла, в 1942-м военном году.
Я же, посмотрев «Человека с ружьем», мечтала только о кино. В школе участвовала в самодеятельности, в Доме культуры играла Оксану в музыкальном спектакле «Ночь перед Рождеством». А еще пела. Даже поклонник имелся. Преподаватель немецкого Василий Васильевич очень любил наш дуэт с одноклассником Альбертом, спрашивал:
— Хотите получить хорошие оценки?
— Да!
— Тогда пойте.
И я затягивала:
— «Скажи, сынок, скажи, родной,
Скажи, казак мой удалой,
В какую даль, в какой огонь
Тебя носил горячий конь?»
Альберт подхватывал:
— «Я, мама, был в таком огне,
Что опалил он сердце мне.
Он жжет в груди, но ты прости,
Мне слов об этом не найти».
Нынешние школьники нас засмеяли бы, а послевоенные ребята сидели тихо, переживали. У многих отцы с фронта не вернулись. Василий Васильевич плакал, вспоминая потерянную семью, плен...
Когда мне исполнилось четырнадцать, мама вышла замуж за сослуживца Михаила Кириенко. Он усыновил нас с братом, отец к тому времени пропал в ГУЛАГе. Мама боялась, что репрессии коснутся и детей врага народа. С тех пор ношу фамилию отчима.