Вадим Верник: «Я получил уникальную возможность пообщаться с Майей Плисецкой»

«В Миккели я увидел не «символ вечной борьбы», а совершенно другого человека — мягкого,...
Инна Фомина
|
24 Июня 2024
Майя Плисецкая
Майя Плисецкая на своей даче неподалеку от города Тракай, Литва, 2002 год
Фото: Н. Логинова/архив «7 Дней»

Я очень удивился:

— Майя Михайловна, ничего вообще не видно.

Но она-то знала о своей травме. А когда Плисецкая готовила балет «Болеро» Мориса Бежара, у нее безумно болела спина, и она ничего не могла с этим поделать. Но Майя Михайловна так мечтала станцевать эту историю, что все равно репетировала. Ей всегда хотелось выходить на сцену, потому что это был ее мир. Тогда, в Миккели, Гедиминас Таранда мне рассказал, что незадолго до этого они с Майей Михайловной были на гастролях в Уругвае, а потом у нее были выступления в Японии. Представляете, какие перелеты! Но она без этого не могла жить...

— Ей так хотелось танцевать — невзирая на возраст?

— А к ней эта категория была неприменима. И дело не в том, что она легко садилась на шпагат даже в очень зрелом возрасте. Когда танцевала Плисецкая, никогда не было ощущения, что на сцене немолодой человек. Нет, она пленяла, блистала. Наверное, секрет в ее невероятной энергетике, постоянной жажде открытий. Она же все время мечтала о новом языке, новых ролях, притом что в классике была совершенна.

— Как принимали Плисецкую в Миккели?

— Зрители съезжались со всей Финляндии, в огромном зале всегда были аншлаги. На афишах крупными буквами писали: «Майя Плисецкая», пониже и помельче «Патрик Дюпон» (этот танцовщик — мировая звезда с бунтарским духом и великолепными пластическими данными), далее еще мельче шли все остальные. Хотя здесь участвовали прекрасные артисты, все равно Плисецкую считали номером один.

Мы снимали репетицию с солистками труппы «Имперский русский балет». Они подготовили номер, посвященный Плисецкой. На сцене с двух сторон выстроились 20 балерин. В костюмах, как у Плисецкой в «Кармен-сюите», с такими же розами на голове, как у нее (этот образ, по словам художника легендарной постановки Бориса Мессерера, Майя Михайловна сама придумала). А в центре на небольшом подиуме сидит Плисецкая и смотрит, как молодые балерины повторяют знакомые всем нам движения из «Кармен-сюиты». На репетиции она встала, что-то пыталась им показать, но разве можно повторить то, как танцевала Плисецкая?..

— Лично вам какие моменты ее танца тогда особенно запомнились?

— На том фестивале Майя Михайловна исполняла «Умирающего лебедя». Представляете, в таком возрасте?! Но я, к сожалению, в это время уже уехал. Видел в ее исполнении балеты «Айседора» и «Курозука». На программке последнего было написано так: «70-летняя Плисецкая, японская традиционная музыка, хореография Бежара». Для устроителей гастролей, видимо, было важно подчеркнуть возраст исполнительницы: трудно представить, что в таком возрасте можно исполнять сложную хореографию, вообще продолжать профессиональную карьеру.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Подпишись на наш канал в Telegram
Мой школьный офис: зачем детям нужны редакторы текстов, таблиц и презентаций
Российские программы для документов на компьютер совместимы с операционными системами Windows и macOS. Имеются как десктопные версии, так и версии для мобильных устройств на базе Android. Домашний офис позволяет и учиться, и работать — один пакет программ может использоваться на трех или девяти устройствах одновременно. Таким образом, дети смогут трудиться в собственном темпе, а родители — следить за успехами и исправлять ошибки.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Ирина Орлова
астролог